[Златоуст; Иоанн Окропири I; груз. იოანე ოჟროპირი], свт. (пам. груз. 3 марта) Грузинской Православной Церкви, католикос-патриарх всей Грузии (ок. 980-1001). Сведения об И. О. сохранились в «Синодике царей и католикосов» (Такаишвили. 1991. C. 190-191) и в ктиторской надписи в монастыре Пархали (Он же. C. 97; Силогава. Патриарх Грузии. 2006. C. 160, 234, 253; он же. Патриарх Картли. 2006. C. 228-229). «Синодик...» дошел в виде 2 различных по содержанию редакций: Никорцминдской и Шиомгвимской. Поскольку обе версии не имеют никаких хронологических данных, исследователь рукописей прав. Евфимий Такаишвили за отправную точку для построения хронологической вертикали предложил принять имя католикоса-патриарха Мелхиседека I, о к-ром известно, что он занимал Патриарший престол при 3 груз. царях, в 1010-1033 гг. В Никорцминдском списке перед именем Мелхиседека I стоят имена Симеона и Иоанна, в Шиомгвимском - Симеона и Окропири. На основании этого прав. Евфимий отождествил Иоанна и Окропири и предложил считать временем предстоятельства И. О. период ок. 980-1001 гг. (Такаишвили. 1991. C. 192).
В одной из надписей среднего нефа юж. фасада церкви Пархали, выполненных киноварью и вписанных в декоративные украшения (веера, кружки, солнечный диск, крест), указывается, что «часдудару (аркатуру.- Авт.) храма Пархали, который построил куропалат (Давид III Куропалат († 1001).- Авт.), никто не украшал», а украсил «Христом (поставленный) патриарх Картлийский и всего Востока Иоанн... да пребудет слава его во веки веков. Господи, помилуй душу настоятеля Георгия Гагуели; аминь, аминь. Иоанн настоятель» (Силогава, Шенгелия. 2006. Таб. 119-122; Силогава. Патриарх Грузии. 2006. Табл. 52-54). Поскольку И. О. был патриархом в период правления царя Давида III Куропалата, считают, что в Пархальской надписи упомянут именно он. Первоначально прав. Евфимий датировал надпись XVI в. (Такаишвили. 1952. С. 97-98); позже В. Силогава на основании палеографических и лексико-грамматических данных отнес ее к X-XI вв. (Силогава. Патриарх Картли. 2006. С. 231). Титулатура «патриарх Картли и всего Востока» в визант. и груз. источниках X-XI вв. трактуется как «патриарх всей Грузии» (Копалиани. 1972. С. 171-176). До И. О. предстоятели Грузинской Церкви носили титул католикоса (Мерчуле. 1911. С. 123). Первым известным груз. католикосом, получившим также титул патриарха, долгое время считался Мелхиседек I, сведения о чем содержатся в надписи выстроенного Мелхиседеком I мцхетского кафедрального собора Светицховели, а также в составленном им историческом документе, т. н. «Мцхетском писании» 1031/33 г., направленном Светицховели (Бердзенишвили. 1929/1930. С. 251-254; Мусхелишвили. 1942. С. 133-137; Корпус груз. ист. док-тов. 1984. Т. 1. С. 30-31). Пархальская надпись позволяет установить, что титул патриарха груз. католикосы стали носить самое позднее со времени Патриаршества И. О. Это было обусловлено гос. политикой Давида III Куропалата, инициировавшего последовательное объединение груз. земель в единое гос-во, независимое от Византийской империи как в политическом, так и в церковном отношении (Очерки. 2002. Т. 2. С. 507-590).